Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Для организации образовательной деятельности  ребенка – инвалида и детей с тяжелыми нарушениями речи в МАДОУ № 9 «Теремок»   функционируют  две группы компенсирующей направленности, в которых реализуются Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и адаптированные образовательные программы, разработанная  в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации ребенка- инвалида (ИПРА).  

В групповых помещениях для детей-инвалидов оборудованы уголоки игрового и познавательного развития, в которых размещены: «Подбери фигуру», «Назови соседей утра», «Найди большие и маленькие», «Разноцветные ленточки», «Разложи в коробки», «Какой это формы?», «Курочка и цыплятки», «Большие – маленькие», «Что лишнее?». «Геометрический коврик», «Лото». Д/и: «Хорошо- плохо», «Подбери чашку к блюдцам», «Сделаем лодочки», «Умывалочка», «Разложим посуду на  подносы», «Выбери правильно», «Вежливые слова», «Найди свою метку», «Найди и исправь», «Выбираем все, что нужно для умывания», «Подбери детали к одежде». Наборы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Динозавры».Альбомы: «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Составь фигуру из счетных палочек»

 При организации развивающей предметно-пространственной среды в группах компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Оформлены речевой и книжный уголки. Подобран игровой и дидактический материал, направленный на развитие артикуляционной моторики и дыхания. Для развития мелкой моторики используются массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, различный материал для составления букв. Игры на развитие речевого дыхания: «Ветерок», «Тучка», «Мыльные пузыри», «Чашечки», «Снежинки», «Вертушки», «Трубочки». Дидактический материал по тематикам недели. Сенсорика: сенсорные коробочки, массажные перчатки, кинетический песок, цветные крупы, прищепки, крупные пазлы, мозаика (4 шт.), бусы, массажные мячики, счетные палочки, трубочки, «Бизиборд» (2шт.), деревянные пазлы, пирамидка с цифрами, сортеры деревянные «Фигуры», рамки – вкладыши «Фигуры», пирамидка «Ступеньки», «Лабиринт и пирамидка», Деревянные пирамидки, геометрическая пирамидка, конструктор «Снежинки»,  пособия для звукобуквенного анализа (схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова, игры по лексике и грамматике, по развитию связной речи), пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схема слова).

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах компенсирующей направленности обеспечивает возможность для проведения индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы. 

В рамках программы «Доступная среда» в МАДОУ «Детский сад № 9 « Теремок» созданы условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Обеспечена подготовка педагогов, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.

Объекты для проведения практических занятий

Для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья приспособлены г рупповые ячейки, спортивный и музыкальный залы, кабинет учителя-логопеда, педагога -психолога.  

Кабинет педагога-психолога оснащен диагностическим, методическим материалом, учебно-наглядными пособиями и предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи,  ребенком - инвалидом, диагностического обследования детей, индивидуальной работы с родителями (законными представителями) детей, работы с педагогами МАДОУ.

Организованная развивающая предметно-пространственная среда на рабочем месте учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.  Наполнение развивающих уголков в группах компенсирующей направленности и у учителя - логопеда соответствует изучаемой лексической теме, что создает дополнительную возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. У учителей-логопедов есть специальные технические средства обучения и дидактические пособия: зеркало с лампой дополнительного освещения, комплекты зондов для постановки звуков; шпатели; вата, марлевые салфетки; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания. Для проведения диагностики речевого развития у детей используются логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, фонетико-фонематической системы речи. 

Библиотека

Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями  для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и детей — инвалидов. Библиотека МАДОА № 9 "Теремок" оборудована в методическом кабинете а так же в группах компенсирующей направленности имеется библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Спортивные объекты

Для обеспечения разнообразной двигательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи и детей-инвалидов в МАДОУ № 9 "Теремок" оборудованы и функционируют следующие объекты спорта: спортивный зал приспособлен для проведения практических занятий, спортивная и волейбольная площадки, уголки физкультуры и здоровья (в группе).

Физкультурный зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами.

На территории МАДОУ располагаются спортивные площадки, способствующие полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развития его личности. Спортивные площадки предназначены для проведения занятий физической культуры на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

В группах оборудованы физкультурные уголки для проведения оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, для развития двигательной активности и физических качеств у детей, в том числе у детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Средства обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с детьми – инвалидами и детьми с тяжелым нарушением речи в МАДОУ № 9 "Теремок"  используются различные средства обучения и воспитания. Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно - коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. 
Все объекты МАДОУ № 9 «Теремок» для проведения практических занятий с детьми – инвалидами и детьми с тяжелым нарушением речи, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
 - игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки); 
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.); 
- учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое); 
- музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.); 
- техническими средствами обучения (телевизор, интерактивная песочница, планшеты для рисования песком, интерактивные игры.); 
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии и др.). 
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. 
В МАДОУ № 9 «Теремок» имеется музыкальный и физкультурный зал, кабинет педагога- психолога, рабочие места учителей-логопедов, которые оборудованы всем необходимым материалом и оборудованием для детей – инвалидов и детей с тяжелым нарушением речи. В музыкальном зале есть проектор, экран, музыкальный центр, электронное пианино, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы. В физкультурном зале есть мячи, обручи, скакалки, традиционное и нетрадиционное спортивное оборудование. В кабинете педагога - психолога имеются дидактические и наглядные пособия, игры, игровое оборудование, сенсорная комната.  На рабочем месте учителей-логопедов имеется все необходимое оборудование, дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений. Приобретено оборудование: сенсорная комната, интерактивная песочница «Умный стол», логопедический тренажер, лабиринты для  кординации движения опорно-двигательного аппарата.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Состояние доступности основных структурно- функциональных зон: Обеспечен беспрепятственный доступ в здание. Помещение для детей с ОВЗ размещено на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, оборудованного пандусом имеющим поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.Установлена высота наружного порога неболее 2,5 см во входной двери в здание.Установлена беспроводная кнопка вызова помощи.Тактильная плитка с рельефными полосами установлена по пути следования для обозначения безопасного направления движения. 

 Вход на территорию МАДОУ №9 "Теремок"  (2 корпус) оборудован специальной дорожкой со сьездом (для инвалидной коляски)  что дает возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации, в том числе  с помощью  сопровождения;
— при входе на пандус имеется кнопка вызова сотрудника МАДОУ №9 "Теремок;
— при входе имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
— официальный сайт МАДОУ №9 "Теремок адаптирован для лиц с нарушением зрения.

В соответствии с Паспортом доступности МАДОУ №9 "Теремок"  (2 корпус)  для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования,  выполнена на 100% в 2020 году. https://ds-teremok-kuvandyk-r56.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/dokumenty/pasport-dostupnosti.html

Для организации работы группы компенсирующей  направленности, оборудовано  помещение  для маломобильной  группы детей на первом этаже образовательного учреждения:  установлены двери (ширина проема двери в свету 90 см) в групповой ячейке и по ходу следования к ней.  В туалетной комнате установлены -  раковина (зона у раковины для кресла-коляски,  опорный поручень);  унитаз (зона для кресла-коляски,  опорные поручни). 

Специальные условия питания

Питание детей в детском саду организовано в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". Одним из факторов, обеспечивающих гармоничный рост, полноценное физическое и нервное развитие детского организма, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных воздействий окружающей среды является организация рационального питания в ДОУ.
Основными принципами питания в детском саду являются:
-обеспечение достаточного поступления всех питательных веществ;
-соблюдение режима питания;
-выполнение правил технологии приготовления блюд.

Специальные условия питания в МАДОУ "Детский сад № 9 «Теремок»,предоставляются, при наличии нуждающихся воспитанников.

Специальные условия охраны здоровья

  1. Для оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, в здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский кабинет: площадь медицинского кабинета - 11,0 кв.м., процедурного- 6 кв.м., изолятора- 5 кв.м. Медицинский кабинет оборудован в соответствии с СанПиН.  Оборудован  всем необходимым  инвентарем. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинским персоналом учреждения здравоохранения (ГБУЗ «Детская поликлиника» г. Кувандыка), на основании заключенного договора.
  2. Для детей с тяжелыми нарушениями речи и ребенка  определен оптимальной  режима учебных занятий. Для детей с тяжелым нарушением речи расписание занятий составлено с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности занятий. Учителя-логопеды организуют  образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет и 6-7 лет.   В    группах  компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями   период с 1 по 15 сентября отводится  учителями-логопедами  для сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на учебный год.  С третьей недели сентября начинаются логопедические занятия с детьми в   группах  компенсирующей направленности:  4 раза в неделю с детьми 5-6 лет – 1 час 40 минут  и 4 раза в неделю  с детьми 6-7 лет -  2 часа в неделю.
  3. Педагог-психолог работает с детьми с тяжелыми нарушениями в индивидуальном режиме в свободное от занятий время и во вторую половину дня. Коррекционно-развивающая деятельность педагога- психолога не входит в расписание, так как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, по заявкам родителей и педагогов групп. Количество занятий и состав групп определяются по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами и индивидуально. Педагог-психолог осуществляет индивидуальное коррекционное занятие с ребенком – инвалидом по развитию способностей к самообслуживанию, ориентации, общению, контролю за своим поведением; консультирует родителей (законных представителей) ребенка-инвалида по вопросам воспитания в семье; консультирует педагогов по вопросам организации взаимодействия с ребенком – инвалидом.
  4. Для детей-инвалидов воспитатели в группе создают комфортные условия для развития, воспитания и образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и рекомендаций специалистов. Учитель-логопед проводит раз в неделю индивидуальное коррекционное занятие с ребенком-инвалидом, на котором осуществляет работу на развитие, расширение словаря; развитие мелкой и артикуляционной моторики; развитие связной речи и речевого общения, на развитие способности к самообслуживанию к ориентации, общению, контролю за своим поведением ориентировки в пространстве и на своём теле. Также учитель-логопед консультирует  родителей (законных представителей) ребенка-инвалида по вопросам воспитания в семье;   консультирует педагогов по вопросам организации взаимодействия с ребенком – инвалидом.
  5. Для пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, индивидуальное консультирование родителей. В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, в которых периодически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации и ведении здорового образа жизни. Широко используются возможности официального сайта дошкольного учреждения и Госпаблика Вконтакте.
  6. Для организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом предпринимаются профилактические меры по снижению заболеваемости у детей : -соблюдение режима дня; -ежедневные прогулки; -снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин); -комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки; -наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы); -дыхательная гимнастика;-ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока; -организация теплового и воздушного режима помещения; -утренняя гимнастика; -корригирующая гимнастика; -физкультурные занятия; -закаливание (сон без пижам, ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим); -в холодное время ходьба по массажным коврикам, в теплое время по Тропе здоровья; -мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (употребление фитонцидов) -использование в работе современных здоровьесберегающих технологий;
  7. В качестве санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий  проводится  вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой.
  8. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных природных факторов была организована «Тропа здоровья».
  9. Цель «Тропы здоровья»: проведение профилактики и коррекции здоровья детей дошкольного возраста в игровой форме.
  10. Основными задачами организации «Тропы здоровья» являются:

     профилактика плоскостопия;

     улучшение координации движения;

     улучшение функций сердечно¬сосудистой и дыхательной   систем;

     повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

     улучшение эмоционально¬-психического состояния детей;

     приобщение детей к здоровому образу жизни.

«Тропа здоровья» представляет собой дорожку 3х1м. разделенный на секции, которые имеют разное покрытие:

     Керамзит, камни-голыши, речная галька, тонкие прутики, искусственная трава, пластмассовые пробки, мягкая искусственная трава, шишки. Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров.

Доступ к информационным системам

В  МАДОУ № 9 с целью повышения качества дошкольного образования, а также  для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества создано единое информационное пространство.  Имеется следующее оборудование: электронная почта; 6 сетевых точек выхода в

Интернет; действует сайт ДОУ. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со

скоростью 5 Мбит/сек по безлимитному тарифному плану. Оказание данных услуг

осуществляет провайдер ОАО «Ростелеком».

В МАДОУ №9 «Теремок» электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ непосредственно воспитанников в рамках реализации образовательных программ, в том числе и адаптированных, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.

Электронные образовательные ресурсы

Для повышения качества образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ребенком инвалидом педагоги используют такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, звукозаписи, видеофрагменты, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы, мультипликационные фильмы.. Другие электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ не предусмотрены.

Специальные технические средства обучения

Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве специальных технических средств обучения используются  проектор, проекционный экраны, видеокамера, маркерные доски, телевизоры,  интерактивные песочница и стол.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МАДОУ №9  «Теремок» отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МАДОУ №9«Теремок» не предусмотрено

Паспорт доступности

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie